Малоэтажные комплексы vs многоэтажный сегмент
Малоэтажная недвижимость (МЖК) не выдерживает конкуренцию с многоэтажными жилыми комплексами. Базовые расходы, которые несет девелопер при покупке участка и получении исходно-разрешительной документации и частично – технических условий на получение и прокладку сетей, зависят от площади участка, а не от объема построенных квадратных метров.
В случае с малоэтажной недвижимостью эти затраты ложатся дополнительным грузом на себестоимость квадратного метра, а значит требуют обоснования для покупателя, ведь только лишь плотность застройки не является достаточным обоснованием переплачивать. Увеличивая цену метра, девелопер вынужден повышать класс недвижимости, а значит – нести дополнительные затраты. Такая спираль (при прочих равных) моментально отбрасывает малоэтажку на другую, как минимум комфорт-класса ступень.
Алексей Аверьянов,
генеральный директор Vesco Group
Явное преимущество малоэтажной недвижимости – в «револьверности» ввода домов, здесь меньше цикл строительства и ниже объем инвестиций и их стоимость во времени. Но чем выше класс жилья, тем больше требований у покупателя, тем большую стадию готовности он требует, а значит требуется больше вложений и преимущество «быстрого цикла» теряет вес.
С повышением класса жилья сужается целевая аудитория, а постепенное затоваривание рынка и давление крупных игроков с их маркетинговыми бюджетами все больше угнетают малоэтажный сегмент.
Для поддержания требуемого уровня ликвидности крупные застройщики вынуждены использовать ценовой демпинг в виде акций и скидок, который в последние годы стал привычным. Рынок покупателя, привыкшего к акциям и знающего размеры торга, также не позволяет девелоперам типовых малоэтажных квартир обосновать более высокую цену. Кроме того, в малоэтажной недвижимости меньше плечо финансирования за счет дольщиков, а значит вероятность появления новых успешных масштабных проектов в этом сегменте ничтожна.
Статистика продаж квартир в МЖК
С 2002 по 3 кв. 2016 г. продано более 61,9 тыс. квартир в малоэтажных жилых комплексах на общую сумму более 106 млн. долл.
Динамика продаж квартир 2002-2015, шт. и млн. долл.
Период | Объем продаж квартир, шт. | Объем продаж квартир, млн. долл. |
2002 г. | 49 | 6,7 |
2003 г. | 151 (+208%) | 26,6 |
2004 г. | 192 (+27,5%) | 40,0 |
2005 г. | 386 (+101%) | 121,4 |
2006 г. | 348 (-9,8%) | 146,3 |
2007 г. | 515 (+48%) | 210,3 |
2008 г. | 756 (+46,8%) | 246,6 |
2009 г. | 539 (-28,7%) | 125,3 |
2010 г. | 1389 (+157,7%) | 335,1 |
2011 г. | 3426 (+146,7%) | 710,2 |
2012 г. | 6574 (+91,9%) | 1100,4 |
2013 г. | 12917 (+96,5%) | 1757,4 |
2014 г. | 20742 (+60,6%) | 2150,9 |
2015 г. | 19870 (-4,2%) | 2189 |
1-3 кв. 2016 г. |
14672 | 1491 |
Предложение квартир в МЖК
Число проектов, где в первичной продаже предлагаются квартиры в малоэтажных домах – 118 ед. Из них моно проектов - 84, остальные мультиформатные поселки - чаще других вместе с квартирами предлагают таунхаусы.
Показатель | Рынок малоэтажной недвижимости МО |
Средняя удаленность малоэтажного комплекса, км от МКАД | 24 |
Средняя площадь квартир, кв. м. | 62,6 |
Средняя площадь поселка, Га | 39,3 |