Воздушные пространства

22 апреля 2014

Бизнес-сегмент на загородном рынке оживился, а эконом- и комфорт-классы неожиданно подешевели, причем на фоне возросшего спроса. Элитные земельные участки упали в цене, а новые премиальные дома подолгу не могут уйти с рынка. Впрочем, для разогрева именно дорогостоящих сегментов придумали новый способ — полеты над Подмосковьем.

Акции и аттракционы

В марте на рынке загородной недвижимости Подмосковья стартовал “высокий сезон”, говорят эксперты. В одних компаниях количество реальных сделок растет, в других остается на прежнем уровне, но прирост числа обращений отмечают все. Впрочем, это может быть как реально возросший интерес, который к тому же подогрет сезонным фактором и “батутными прыжками” курсов валют, так и любопытством инвесторов, которые просто сканируют рынок недвижимости во всех сегментах. Так, на всякий случай.

Возможно, именно в надежде этот самый случай организовать в некоторых проектах объявляют акции, которые принято называть “аттракционом невиданной щедрости”. Так, по словам Алексея Коротких, коммерческого директора Villagio Estate, в поселке “Монтевиль” несколько участков площадью 15 соток с подрядом на строительство дома реализуются по максимально выгодной цене 29 млн рублей.

Однако спрос, который, по словам Ильи Менжунова, директора департамента загородной недвижимости “Метриум групп”, вырос примерно в четыре раза по сравнению с февралем, игнорировать было бы неосмотрительно. Тем более что количество реальных сделок, по данным эксперта, растет даже в сегменте высокобюджетной недвижимости.

Схожую тенденцию отмечают в Vesco Group, причем, как утверждает Татьяна Алексеева, заместитель генерального директора компании, оживление в бизнес-сегменте длится уже несколько месяцев. “Это вселяет надежду на обновление застоявшегося сегмента предложения”,— полагает эксперт.

Потери в апартаментах

Упомянутое оживление принесло с собой, как принято говорить в среде аналитиков рынка недвижимости, разнонаправленные ценовые тенденции. Другими словами, внутри обоих сегментов, как элитного, так и бизнес-классов, что-то подешевело, а что-то подорожало.

Например, в премиум-классе земельные участки за месяц существенно снизились в цене. Специалисты Welhome считают, что средняя стоимость сотки подешевела на 8,2%, а в Blackwood это снижение оценивают в 4%. Интересно, что в Blackwood такую сотку оценивают в $42 570, а вот в Welhome — в $56 000.

В Vesco Group считают, что элитная земля, напротив, даже слегка прибавила в стоимости — а именно 0,07%. Причем, по данным компании, за год элитная земля прибавила в цене ни много ни мало — 42,7%. Из премиальных домовладений в марте на 3,2% подорожали только таунхаусы — по всей видимости, именно этот формат в условиях все более уплотняющейся застройки кажется покупателю адекватным и безопасным. Теперь квадратный метр такой недвижимости стоит 137,4 тыс. рублей, подсчитали аналитики Vesco Group. Коттеджи снизились в цене на 2,2% и теперь стоят в среднем 165,2 тыс. рублей за 1 кв. м, а больше всего — на 6,2% — подешевели элитные апартаменты, которые теперь оцениваются в 173,5 тыс. рублей за 1 кв. м. Кстати, в марте 2013 года они стоили 233,6 тыс. рублей за 1 кв. м, так что за год формат потерял более четверти от первоначальной цены.

В бизнес-классе все наоборот: таунхаусы в цене снизились — правда, всего на 1,8%, а вот коттеджи и апартаменты слегка подросли: первые на 0,1%, вторые на 2,7%. Кстати, в бизнес-сегменте, в отличие от премиума, весь год наблюдался рост и апартаменты, например, с прошлого марта прибавили в цене 14,9%.

“Татьянино” для “Онегино”

В марте на рынок вышло десять проектов экономкласса, и большинство из них по-прежнему представлены в формате “участки без подряда”. Только в четырех поселках предусмотрено возведение жилых домов, причем три из них расположены на Калужском шоссе, а один — на Дмитровском.

В “Троицком парке”, о строительстве которого на 17-м км Калужского шоссе объявили в “Инком-Недвижимости”, покупателям будут предложены квадрохаусы, дуплексы и таунхаусы, а в “Экодолье Шолохово” в 15 км от МКАД по Дмитровке — таунхаусы и коттеджи.

Единственный проект бизнес-класса, стартовавший в первом весеннем месяце,— квартал таунхаусов “Татьянино” на 20-м км Новой Риги. Он расположен в уже существующем поселке премиум-класса “Онегино”, и отделочные работы здесь надеются завершить уже к осени, причем в части секций будет выполнена отделка “под ключ”.

Средство от пробок

За последние годы одной из основных болевых точек загородного рынка стала транспортная доступность. Решить эту проблему раз и навсегда взялись в компании “Аэросоюз”, которая выступила с предложением строительства вертолетных центров “под ключ” в коттеджных поселках — правда, не за собственный счет, а за средства девелопера. Помимо других преимуществ специалисты считают, что это может подогреть спрос и даже немного поднимет цены на объекты премиального сегмента.

Стоимость здания вертолетного центра формата “мини”, который, собственно, и рекомендуется для коттеджных поселков, плюс необходимое оборудование обойдутся девелоперу в 30 млн рублей. Кроме того, застройщикам необходимо будет официально регистрировать гелипорт в федеральном воздушном агентстве. Стоимость регистрации составляет от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

У этой идеи находятся как горячие поклонники, так и яростные противники. Первые говорят: вместо того чтобы простаивать половину выходных в пробках, куда как приятнее над ними гордо пролететь, особенно если речь идет о больших расстояниях. Кроме того, строительство вертолетных центров может стать стимулом для развития территории в целом. Так считают Андрей Соловьев из Knight Frank и Татьяна Тикова из группы ПСН.

Вторые напоминают о неизбежном повышении уровня шума, который к загородному образу жизни, тем более когда речь идет о состоятельных гражданах, не очень-то подходит. Такого мнения придерживаются Александр Копылов из Ernst & Young, Алексей Аверьянов из Vesco Group, Алексей Иванов из “Вектор инвестментс”.

Ольга Гусева из “МИГ-Недвижимости” напоминает, что для вертолетного центра потребуется значительная площадь, которая могла бы использоваться, например, как зона ландшафта и прогулок. А Илья Менжунов напоминает о том, что этот вид транспорта не кажется дешевым даже очень обеспеченным людям, ведь один вертолетный час стоит 25 тыс. рублей.

Вертолет над усадьбой

Впрочем, независимо от этих точек зрения вертолетные площадки в подмосковных поселках уже есть — в Agalarov Estate, “Княжьем озере”, Пирогово, вблизи Honka Club. “В “Большом Завидово” роль вертолетной площадки выполняет автомобильная парковка перед Клубным домом, куда мы принимаем в том числе и вертолеты”,— рассказывает Дмитрий Окороков, президент “Завидово Девелопмент”. Его компания ведет переговоры о строительстве сертифицированного аэродрома, где можно будет посадить не только вертолет, но и самолет малой авиации.

Строительство вертолетных центров даст возможность застройщикам освоить удаленные территории, уверен Михаил Подрабинек, руководитель Cottage.ru. Таким образом, на рынке может появиться новый формат — элитное жилье, расположенное дальше 30 км от МКАД. “Возможно, нас также ждет возрождение такого формата, как усадьбы и поместья”,— надеется эксперт.

Андрей Соловьев напоминает о том, что в последнее время весьма динамично развивается сегмент высокобюджетных “дальних дач” и загородных курортов. “Подтверждением интереса девелоперов к подобным проектам стала новость о том, что компания “Сапсан” намерена развивать клубный поселок “Завидный” класса de luxe в 103 км от Москвы”,— добавляет эксперт. Так что вертолетное сообщение может стать альтернативой традиционным способам путешествия.

Расположение вертолетных центров будет затруднительным, ведь есть нормы, которые не позволяют размещать такие объекты ближе чем 250 м от жилых домов, предупреждает генеральный директор компании “НДВ-Недвижимость” Александр Хрусталев.

Одним словом, идеальное место — это чистое поле, и хорошо бы объединить девелоперов, сделав полеты доступными для жителей сразу нескольких поселков, для которых Москва сразу же станет куда ближе, чем сейчас. Вернее, не столько Москва, сколько МКАД, рядом с которой расположены существующие гелипорты. Заодно и въезд в Москву по бутылочным горлышкам для тех, у кого нет вертолета, немного разгрузится.

Марта Савенко
Коммерсантъ, Приложение №18 от 22.04.2014

К этой статье ещё нет комментариев

Добавить комментарий