РЕДЕВЕЛОПМЕНТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (региональный аспект)
Промышленные территории - довольно большие участки с разрушающимися строениями, расположенные в городской черте и более 20 лет не функционирующие в полную силу - распространенное явление не только в Москве, но и в российской глубинке. В каждом городе существуют целые районы и кварталы, которые заняты полупустыми складскими / производственными / административными помещениями, портящими визуальный облик города. Инвестиций у собственников, равно как и внешних инвесторов, практически нет. Да и инновационное развитие одной площадки, расположенной внутри промзоны в окружении других нелицеприятных объектов прошлого величия - непростая задача.
Обращение к консультантам для анализа наилучшего использования совершенно неликвидного объекта - известное "хобби" наших клиентов. Даже предварительный просчет нескольких гипотез освоения участка сразу же дает понимание: реальных инвестиций для комплексного развития площадки у владельца актива нет.
Последним в череде заказов стал 9-метровый складской ангар в 1500 кв.м. в Новороссийске, характеристики объекта - не позавидуешь:
- значительная удаленность от центра,
- средняя транспортная доступность,
- неприглядное окружение,
- колоссальная высота строения, которое к тому же является частью большого складкого комплекса (пусть и угловой, с автономным подъездом и капитальными стенами),
- невысокий интерес к складским / производственным / административным помещениям такого класса,
- наличие крупных операторов с современными логистическими центрами (город-порт),
- множество аналогичных полузаброшенных объектов по всему городу.
И многие компании бы махнули рукой на такой "актив", оставив его до лучших времен, но не частное лицо, обремененное налоговой нагрузкой.
Давайте вместе "пофантазируем", в чем помимо классических "жилье / офис / склад / магазин" может состоять реконцепция такого объекта.
ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР / ПАРК РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Концентрация на одной территории рекреационных объектов, удовлетворяющих следующим характеристикам:
- уникальность в масштабах города / региона,
- современность / ориентация на платежеспособный спрос в первую очередь,
- низкие требования к помещениям.
Варианты наполнения:
- скалодром,
- картинг,
- уличные батуты,
- концептуальный кинотеатр,
- квесты (exit-rooms),
- пейнтбол,
- музей «перевернутый домик»,
- музей современного искусства,
- научные опыты для детей и прочие мастерские.
Целевая аудитория (для Новороссийска):
- жители города и всего края, приезжающие на 3-4 часа для активного отдыха всей семьей. Актуально для портового города, где многие работают не в режиме будни-выходные, а вахтовым методом.
- командировочные, которые привыкли к активному досугу, и не загружены полный день,
- жители черноморского побережья (Геленджик, Анапа и пр.).
СОВРЕМЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Концентрация на одной территории продавцов одного профиля в объеме, необходимом для достижения эффекта масштаба:
- уникальность в масштабах города / региона,
- современность / ориентация на платежеспособный спрос в первую очередь,
- низкие требования к помещениям,
- низкие затраты на организацию каждой зоны.
Для каждого типа арендаторов применяются дифференцированная стратегия при взаимодействии:
- якорным арендаторам, которые имеют бренд и генерируют потребительский поток, для обеспечения заполняемости и формирования имиджа проекта в первые 1-2 года предложить минимальные (вплоть до нулевых) ставок, ориентируясь на % от выручки, например.
- основной акцент сделать на высокомаржинальных товарах и услугах, которым требуется небольшое помещение для демонстрации и хранения дорогих товаров (камины, системы полива, ландшафтные товары и услуги и пр.). Не генерируя поток, они будут готовы платить большие ставки за возможность "сесть" рядом с крупным именитым игроком.
Наполнение по группам товаров:
- стройматериалы
- сантехника
- двери
- кухни
- окна
- матрацы
- камины
- ландшафтные услуги
- проектирование домов
- дизайн интерьера
Целевая аудитория (для Новороссийска):
- жители прилегающих новых районов, выходящие в отделку квартир и ремонт,
- дачники, которые выезжают по Мысхакскому шоссе (самое популярное направление развития дачного сегмента с наиболее платежеспособной аудиторией),
- городские жители, ориентированные на строительный центр, работающий по принципу «одного окна».
ОФИСНО-СКАДСКОЙ КОМПЛЕКС
При наличии соответствующего спроса, одним из самых прогнозируемых вариантов реконцепции промышленных территорий с производственными / складскими / административными помещениями является формирование многофункционального комплекса. Эффективность проекта основана на нескольких "китах":
- повышение класса проекта за счет улучшения качества предлагаемых в аренду помещений (косметический ремонт, минимальные перепланировки, насыщение единой инфраструктурой и службой сервиса, привлечение управляющей профессиональной компании / команды),
- создание новых помещений, т.е. увеличение объема предложения. В частности, в складских ангарах с высотой потолков в 9-11 метров можно использовать высоту для надстройки легкими конструкциями второго / третьего этажа, сопровождая этот процесс организацией оконных проемов по периметру и на крыше (вариант второго света),
- формирование концепции многофункциональных зон для торговых компаний (офис, склад с комфортной погрузочно-разгрузочной зоной, парковка, выставочные площади или торговая точка).