ДВОР БЕЗ МАШИН: концепция нового времени
Приобретая квартиру в новостройке, расположенной в зоне комплексного освоения территории, человек стремится к покупке и соответствующего качества жизни, которое в случае с комплексной застройкой кардинально отличается от точечных 1-2-подъездных проектов.
В условиях нового времени качество жизни формируется возможностью проведения полезного и разнообразного досуга на своей территории, без необходимости выезжать за пределы микрорайона в город. Помимо инфраструктуры (социальные, торговые и деловые объекты), качество жизни формируется общественными пространствами - дворами, парковыми зонами, бульварами.
Фактор территории выходит на первый план, внимательное отношение застройщика к общественным зонам отличает продажу квадратных метров от строительства микрорайона для жизни.
При работе над одним из региональных проектов комплексного освоения территории была взята за основу концепция "Двор без машин", к которой генпланисты и маркетологи Vesco Group пришли своим путем, через долгие итерации по поиску наилучшего решения в соблюдении баланса интересов девелопера и будущих жителей. Об этом опыте мы и хотим рассказать.
Жилой комплекс Замитино, примеры оформления общественных территорий:
Концепция "Двор без машин"
Двор без машин - концепция планирования территории, которая наилучшим образом отвечает новому времени и основана на правильной с жизнеутверждающей позиции расстановке приоритетов: качество жизни и безопасность.
Повышение качества дворовых пространств - это тренд к повышению качества повседневной жизни.
Преимущества концепции "Двор без машин":
1. Безопасность детей. Повсеместное распространение автомобилей повышает риски для самых маленьких жителей, которые часто "заигрываются" на площадке с друзьями и в нужный момент не включают систему контроля. Одним из вариантов контроля является забор вокруг детской зоны отдыха. В концепции "Двор без машин" естественным барьером выступает само строение дома. Концепция безмашинных дворов накладывает ограничения на выбор проектов домов: обязательным является выход из подъезда на 2 стороны. Таким образом дети не пересекают дорожное полотно с автомобильным потоком и сразу попадают на игровую площадку своего двора.
2. Увеличение полезной площади типового двора. На примере городской застройки отлично видно, что даже в кварталах, где в центре расположена детская или спортивная площадка, по внутреннему периметру проходит дорожное полотно. Расстояние между жилыми строениями - фиксированная величина, а значит дорога снижает полезную площадь типового двора на 20%. В концепции безмашинных дворов проезд пожарных машин по территории двора осуществляется по геосетке, которая пропускает сквозь себя газон и не провоцирует владельцев частных автомобилей парковаться в зеленой зоне.
3. Дружелюбность общественных зон. Существующая жилая застройка не справляется с количеством машин владельцев, которые паркуются не только на проезжей части, но и на тротуарах и газонах, чем мешают мамочкам с детьми, пенсионерам и другим жителям, которые при передвижении должны лавировать между припаркованными транспортными средствами. В то время как к планировке территории должны применяться законы разведения разных логистических потоков, что и реализовано в концепции "Двор без машин". Тем самым снимается уровень социальной напряженности, который так характерен для уже существующей застройки, особенно в спальных районах.
В зависимости от класса проекта, парковочные пространства:
- выносятся за пределы двора и располагаются в зоне дорожного движения (при необходимости - не только по бокам вдоль тротуаров, но и в центральной части между двух полос движения),
- уводятся на -1 этаж - под территорию двора,
- дополняются многоэтажными паркингами, расположенными на краю застройки.
4. Многофункциональность дворов, которая стала возможной из-за большой площади территории. Теперь один двор вмещает не только детскую площадку, но и игровую зону, ворк-аут уголок, беседки и мангал, т.е. учитывает требования к досугу более широкой аудитории. Более подробно про качественное наполнение дворов читайте в нашем следующем материале. Безмашинные пространства позволяют использовать первые этажи под коммерческие помещения досугового формата - булочные и кофейни с открытой верандой - лучший летний вариант семейного отдыха.
5. Более высокая скорость появления реальной жизни в жилом комплексе. Квартальная застройка позволяет девелоперу в первой же очереди продемонстрировать модель всей будущей жизни. Покупатели сразу видят отношение застройщика к обустройству общественных пространств - качеству дорожного покрытия, достаточности парковок, уровню озеленения и насыщенности досуговой инфраструктурой. О том, как вдохнуть жизнь в жилой комплекс, читайте в нашей статье "Эвент, как механизм формирования лояльной аудитории в жилом комплексе".
Представленная концепция с большими функциональными дворами более выигрышная, чем жилая застройка с парковой зоной, обустройство которой покупатели ждут довольно долго. Причина проста и относится к бизнес-стратегии: если территория благоустройства масштабна, она требует одномоментно значительного объема финансирования, которое застройщик стремится не только максимально снизить (читай сэкономить), но и отнести на максимально поздний период развития проекта, т.е. оплатить не с инвестиционных средств, а только после выхода проекта на самоокупаемость.
Кстати, двор без машин не заменяет бульвара, который служит роллерам, велосипедистам, любителям бега и прогулок с детскими площадками. Но альтернативой парку может рассматриваться в полной мере, поскольку по площади вполне сопоставим с типичными зелеными скверами, которые проектируются в комплексной застройке.
6. Концептуальность. Мы настаиваем, что архитектурная и территориальная концепции являются основой продаж. Забота о покупателе - лучшая маркетинговая стратегия, отличающая новый проект от конкурентов.
Экспертиза концепции "Двор без машин"
Оценить концепцию "Двор без машин" мы пригласили коллег - Агентство «Городские проекты», созданное на базе фонда «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца. Городские проекты - компания, которая не только занимается развитием городской среды, но и ведет активную работу по продвижению принципов городской застройки и обустройству общественных пространств в массы.
Сама идея внутренних дворов, формирующих среду обитания и досуга жителей, коллеги приняли с позитивом, но высказали гипотезу уменьшения дворовых пространств. Сомнения коллег лежат не в плоскости экономического обоснования низкой плотности застройки (затрат на обустройство и озеленение, а также дальнейшую эксплуатацию в пересчете на 1 квартиру), а в самоидентификации жителя.
Такую площадь, даже насыщенную функциями, трудно сделать визуально привлекательной, освоить человеку. Большие пространства в городах способствуют изоляции, маленькие, наоборот стимулируют общение. Более локальный двор создаст ощущение приватности, безопасности, предоставит больше возможностей для идентификации его как "мой двор", комментирует Вадим Гинзбург, директор агенства "Городские проекты".
Преимущества больших "Дворов без машин" по мнению Vesco Construction
Со стороны теоретического осмысления мы согласны с тем, что чем меньше общественная зона, тем она более уютна. Но применение функционального зонирования позволит создать несколько таких мини-зон на единой территории.
"Грубо говоря, не обязательно ограничивать мини-зону зданиями, естественными визуальными барьерами могут служить элементы озеленения, разделяющие (условно) двор на 3 зоны: детскую, спортивную, взрослую. В нашей концепции каждая площадью 27*27 кв.м., т.е. 1 кв.м. на 1 жителя против 0,7 кв.м. по нормативам", комментирует оценку коллег Дмитрий Фимушкин, ГАП по малоэтажному проектированию Vesco Construction.
Концепция "Двор без машин" от Vesco Group:
И риск проектирования большого двора лежит в плоскости реализации, когда застройщик не заказывает проект благоустройства, а самостоятельно обустраивает территорию, не учитывая множество важных деталей сочетания зон разного функционального назначения.
Комплексный сравнительный анализ большого и маленького двора дал следующие результаты:
1. Плотность застройки при больших дворах выше.
2. Инсоляция: в малых дворах в 2 раза меньше света, чем в больших. В утренние часы с октября по апрель маленькие дворы и вовсе лишаются дневного освещения.
3. Полезное пространство двора не так велико, если вспомнить про "потери" - зеленую зону геосетки, которая расположена по внутреннему периметру двора, что уменьшает площадь, пригодную для расположения на ней объектов инфраструктуры.
В заключении анализа хочется сказать, что изначально мы отталкивались от более компактных дворов, чем делали их более традиционными с типовыми элементами благоустройства. И именно от уменьшения площади этих дворов мы хотим уберечь девелоперов, которым импонирует концепция "Двор без машин" от Vesco Group.
Если вы задумались о разработке концепции малоэтажного жилого комплекса и видите в ней долгосрочное преимущество - звоните нам прямо сейчас!