Гостиничный бизнес и туризм. Тенденции 2014–2015 годов

18 ноября 2015

Первый выпуск нашей брошюры пришелся на конец 2014 года. В это время тенденции, которые отчетливо проявились в 2015 году, только намечались. Год спустя мы уже можем более уверенно говорить о произошедших на гостиничном рынке России изменениях. Во-первых, если в 2013 году по данным STR Global Россия стала одним из лидеров в Европе по темпам роста нового предложения, опередив по этому показателю Германию и Турцию, и даже вошла в мировые топ-10 стран, активно наращивающих номерной фонд, то начиная с 2014 года темпы ввода новых номеров замедлились. Как показывает наш анализ, количество гостиничных номеров, которые по планам гостиничных операторов предполагалось ввести к 2020 году, сократилось на 4,2 тыс. единиц (сравниваются планы 2013 и 2014 годов).
Наиболее выраженное сокращение приходится на конец прогнозного периода, поскольку максимальные шансы на реализацию имеют проекты, миновавшие «бумажную» стадию развития. Основной фактор, приводящий к снижению темпов строительства – отсутствие «дешевых» денег: банки, конечно, проявляют сегодня максимальную гибкость, но даже лучшие предложения начинаются с 14,7-16,5% годовых на период строительства, при этом проектное финансирование как таковое отсутствует. Безусловно, количество проектов, реализуемых в таких условиях, будет сокращаться, что, с учетом инерционности рынков недвижимости, лет через 5 может привести к дефициту качественного гостиничного предложения, в первую очередь, в региональных городах, как наиболее чувствительных к снижению девелоперской активности. Во-вторых, становится все более заметной локализация спроса на гостиничное размещение: снижение потока иностранных посетителей из Европы и США было компенсировано, как мы уже не раз писали, посетителями из стран Азии, Индии, Ирана и Турции. Благодаря этому, в 2014 году был отмечен рост количества иностранных граждан, размещенных гостиницами Российской Федерации (+3,7%
по сравнению с 2013 годом). Но наиболее выраженным был все же прирост внутренних клиентов, особенно заметный для гостиниц городов, ориентированных
на туризм. Если в целом в 2014 году прирост количества лиц, разместившихся в гостиницах России, был практически одинаков как для иностранных граждан, так и для граждан РФ (3,7 и 3,9% соответственно), то в Санкт-Петербурге, например, был отмечен спад по иностранным гражданам (-13%) и рост по российским ночующим посетителям (+8%). В 2015 году отмеченная тенденция по росту внутреннего туризма стала еще более выраженной: как показывают данные STR Global, за первые 7 месяцев 2015 года загрузка качественных отечественных гостиниц выросла на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом загрузка июля была выше прошлогодней уже на 13,4%, а июль – это один из самых «туристских» месяцев в году. В августе гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга «били рекорды» по заполняемости, при этом в Санкт-Петербурге заполняемость отелей была выше 80 %  все три летних месяца подряд, чего не было за весь период статистических наблюдений. Наконец, ориентация на внутренний спрос, в том числе, на прибытия с туристскими целями говорит о том, что рынок сохраняет высокую чувствительность к ценовому фактору. В этом отношении, несмотря на двузначный индекс инфляции в стране, средние цены на размещение остаются практически на уровне прошлого года: в России в целом рост в июле (YtD) составил 3,2%, в Москве вообще 1%. Неоднозначная ситуация в Сочи – высокая загрузка города-курорта обеспечена, в основном, за счет пакетных туров туроператора, по ценам, существенно ниже рыночных. Однако и на туристском рынке есть свои лидеры: например, высокий спрос на турпродукт Санкт-Петербурга позволил городским отелям повысить средние цены на 12% в среднегодовом выражении. В планы на 2016 год большинство гостиничных менеджеров закладывает повышение цен, в первую очередь, путем изменения сегментации своего клиентского «пирога» и уменьшения в нем доли групповых бронирований и дешевых тургрупп. К этой мере их подталкивает рост расходов, в том числе, из-за высокой инфляции и роста цен на импортные продукты и материалы. Меры экономии, которые можно было бы предпринять без ущерба качеству гостиничных услуг, уже предприняты, в частности, в Москве. В Сочи, как показывает наш мониторинг, лучшие отели также добились существенной оптимизации затрат и могут наращивать операционную маржу только за счет роста выручки. В то же время, рост средних цен продажи номеров, который станет «основным вызовом» для российских гостиниц в 2016 году, это не линейная функция, автоматически следующая за ростом расходов. Как показывает практика, рост цен возможен при росте спроса и только при сохранении высокого качества услуги. Таким образом, 2016 год будет «проверочным на мастерство», в первую очередь, для профессиональных управленцев.

Cushman & Wakefield, Отдел гостиничного бизнеса и туризма

К этой статье ещё нет комментариев

Добавить комментарий