Гостиничный бизнес и туризм. Средства размещения.

18 ноября 2015

Существующее предложение

Коллективные средства размещения – гостиницы и аналогичные, а также специализированные средства размещения – это один из важнейших элементов инфраструктуры туризма, а от их количества, уровня качества, ценовой политики в немалой степени зависят объемы туристских прибытий. Несмотря на то, что пребывание в гостинице не является основной целью поездки по направлению, впечатление туриста или делового посетителя от страны/региона, в котором он находится, зависит и от степени его удовлетворенности локальным гостиничным предложением. Уровень развития и стоимость проживания – одни из важных составляющих, на основе которых рассчитывается упомянутый выше индекс конкурентоспособности страны как туристского направления. По данным Федеральной службы Государственной статистики, в 2014 году в Российской Федерации было всего 15 590 коллективных средств размещения, включая гостиницы и их разновидности, а также специализированные средства размещения и санатории. Общий объем номерного фонда в стране составлял 670 762 номера. Это примерно столько же, сколько имеется номеров в гостиницах Германии или Испании и больше, чем предлагает Франция. За последние 10 лет количество номеров увеличилось на 151 тысячу, а количество новых объектов составило более 6 тысяч единиц, таким образом, в год в стране вводилось порядка 600 новых объектов, а за последний – 2014 год – в России было построено более 1000 новых объектов размещения. Это достаточно высокие темпы роста, тем более, если учесть, что до 2005 года в России наблюдалась тенденция к сокращению количества средств размещения за счет выбытия из оборота старой советской базы. В то же время, анализ только количественных показателей не дает возможности судить о состоянии отрасли в целом. Действительно, если посмотреть на вышеуказанные цифры с другой стороны, то окажется, что средняя вместимость одной гостиницы в России чуть превышает 40 номеров, хотя в 2014 году строились более крупные объекты, в среднем, на 70 номеров каждый, но тут нам опять «помогает» олимпийское наследие. Те, кто путешествовал по России, заметил эту тенденцию на личном опыте – большинство новых гостиниц, появившихся в регионах в течение последних 10 лет – это малые отели. С одной стороны, это неплохо для клиентов, которые должны были бы получать индивидуальное обслуживание и персонифицированный сервис. Но этим преимущества малых отелей, пожалуй, исчерпываются: небольшой объем номерного фонда не позволяет экономить на масштабах производства, за счет чего повышается доля расходов в операционном балансе, а основная статья доходов – доходы от продажи номеров, формируется за счет более высокой стоимости последних. Малые отели не имеют возможности проводить активную маркетинговую политику, а также вынуждены экономить на обучении персонала, вследствие чего персонифицированный сервис, о котором говорилось выше, не всегда получается обеспечить. Таким образом, количество построенных отелей еще не говорит о качестве, а недостатки в области гостиничного сервиса и несоответствующая качеству стоимость проживания негативно воспринимаются туристами. Анализируя гостиничные рынки региональных городов, мы традиционно выявляем на них предложение, которое, по нашему мнению, соответствует международным представлениям о качественных услугах. Это объекты средней и более высокой вместимости, построенные или реконструированные в течение постсоветского периода, предлагающие комплексную услугу, включая проживание, питание и проведение мероприятий, а также имеющие профессиональное управление. Отели, управляемые профессиональными гостиничными операторами, безусловно относятся к качественным объектам, поскольку бренд оператора – надежная гарантия соответствия гостиницы современному представлению о качественном продукте.
Как показывают наши исследования, в настоящее время в России только 10% всего номерного фонда или 70,2 тыс. номеров можно отнести к качественному предложению (рост по сравнению с 2013 годом на 0,5% или порядка 5 тысяч номеров). В этом объеме более половины составляет номерной фонд гостиниц, управляемых профессиональными гостиничными операторами, остальное – независимые отели, в том числе, выборочные объекты, включенные в выборку компании STR Global по России. В целом, если сравнить количество качественного номерного фонда, предлагаемого регионами РФ, с объемом качественного предложения других европейских стран, сравнение будет не в нашу пользу: объем номерного фонда в качественных отелях Великобритании (321 тыс. номеров) почти в 5 раз превосходит российский показатель, в Германии (167 тыс.) – в 2,5 раз, в Испании и Франции качественных гостиничных комнат в 1,5 раза больше, чем в нашей стране. Очевидно, что нам есть куда расти, даже при том, что пока объемы и характеристики ночующих посетителей, прибывающих в страны Европы и в Россию, также не сопоставимы,как и объемы и характеристики гостиничного фонда наших стран. Интересно заметить, что появление нового качественного предложения меняет и объемы спроса: например, в Екатеринбурге в 2009-2010 годах количество номеров на рынке увеличилось на 41%, при этом в 2011 году количество ночевок возросло на 84%, а количество размещенных лиц – на 82%. В Казани рост количества номеров также сопровождался увеличением количества размещенных лиц и реализуемых ими ночевок, при этом количество комнат в отелях увеличилось в 2 раза, а размещенных в гостиницах лиц – в 2,5 раз. Особо впечатляет рост спроса на сочинские гостиницы: даже по официальным данным Краснодарстата в 2014 году в Сочи стало в 3 раза больше номеров в средствах размещения, при этом количество размещенных в них лиц выросло в 3,25 раз, а количество ночевок – в 3,45 раза. С учетом этой динамики, несмотря на негативное воздействие кризиса на экономику регионов, гостиничное строительство в России продолжается, хотя и более медленными темпами. При этом сохраняется тенденция к смещению нового предложения от центра – Москвы и Санкт-Петербурга, где в 2014 году было сконцентрировано 60% всего качественного гостиничного предложения, на периферию, вплоть до самых отдаленных регионов. В России к 2020 году, как показывает наш анализ заявленных проектов, количество номеров, находящихся под управлением профессиональных гостиничных операторов, возрастет на 24,5 тыс. единиц, при этом 65% нового предложения будет построено в региональных центрах.

Будущее предложение

При этом, как показывает анализ новых проектов, анонсированных операторами в российских регионах, рынок средств размещения становится более зрелым: на нем более четко прослеживается сегментация, а локомотивом развития становится экономичный сегмент. Если 10 лет назад мы только говорили о необходимости открывать в регионах России гостиницы для туристов, стоимостью не более 80 долларов за номер с завтраком, но мало кто верил в реализацию таких планов, то уже
сейчас узнаваемые туристские бренды, такие как «Ibis» Hampton by Hilton, Express by Holiday Inn вышли на рынки Москвы, Санкт-Петербурга и региональных городов. Не говоря уже о том, что из-за ослабления рубля даже отели высокой ценовой категории готовы размещать туристов по 45-50 долларов за ночь. Но в целом на сегодняшний день в регионах сохраняется дефицит качественного предложения экономичного и среднеценового уровня, что позволяет этим гостиницам устанавливать цены на размещение, сопоставимые с ценами на гостиницы более высоких ценовых форматов. В городах, где представлено ограниченное количество качественных гостиниц, сегментация спроса фактически отсутствует, и любой отель, позиционирующийся под международным брендом, становится лидером рынка, в том числе, ценовым, вследствие чего средняя цена на размещение в России в целом (рынок качественных гостиниц) была в 2015 году на уровне upscale-гостиниц Москвы и выше, чем показывали upscale отели в Санкт-Петербурге. Другой феномен, показывающий эту же ситуацию с «другой стороны» – это «недопозиционирование» экономичных отелей на региональных рынках. Поскольку, как было сказано выше, любая качественная гостиница, имеющая международный бренд, автоматически становится лидером рынка, то клиенты переносят на нее представления о гостиничном сервисе более высокого уровня, чем на то рассчитывает оператор. Это проявляется, как правило, в деталях: наличии «презента» в виде питьевой воды в номере, тапочек, рожка для обуви, дополнительных косметических принадлежностей, которые по стандартам бренда «не положено» иметь в том же «Ибисе», например. Нет в «типичных» гостиницах экономичного формата ни минибаров, ни круглосуточно работающих бара и кафе, которые компенсируют отсутствие мини-баров, и на какие-то отступления от стандартов операторам приходится идти, чтобы соответствовать ожиданиям клиента. По этой причине, например, в ряде случаев операторы предлагают девелоперам реализовать чуть более высокий класс отеля, чем это требует рынок, особенно если девелопер уже построил или начал строить гостиничное здание и его сложно адаптировать под стандарты экономичного бренда. Сказанное выше относительно адаптации брендов под требования рынка объясняет и сложности в классификации их по сегментам. Особенно это справедливо в отношении новых линеек, запускаемых операторами, а также брендов тех операторов, которые не были представлены в России ранее. Но даже и «стандартные» бренды воспринимаются на региональных рынках не однозначно: «Новотель» в Москве или Санкт-Петербурге относят к среднему ценовому сегменту (midscale), в Екатеринбурге к высокому ценовому сегменту (upscale) и т.д. Самым мощным драйвером развития верхнего ценового сегмента в последнее время выступало государство, которое привлекает в страну крупные международные мероприятия высокого уровня, выполняя тем самым стимулирующую развитие туризма роль. Для саммита ШОС в Екатеринбурге был построен Hyatt Regency, под этим же брендом планировалось открыть два отеля во Владивостоке, были построены отели уровня luxury и upper-upscale в Сочи. Но все же, как показывают диаграммы, в перспективе нас ждет не только расширение гостиничного рынка и миграция качественных отелей в регионы, но и более четкая сегментация, в первую очередь, региональных рынков. При этом максимальный прирост ожидается в экономичном сегменте – рост в 3 раза по количеству объектов.
Здесь проявляется следующая закономерность развития рынков: они заполняются «сверху» – в первую очередь, порождаются наилучшие ресурсы, они же первыми и осваиваются, поскольку первыми в туристскую деятельность вовлекаются очень богатые или очень известные туристы, потом – просто богатые, потом – средние, потом – бюджетные категории спроса. В отношении дальнейшего развития важно, чтобы порождаемые ресурсы прогрессировали быстрее, чем используемые, ибо здесь наступает зона действия другого закона – Фехнера: приращение результата достигается приумножением усилий по его достижению. Рост результата в арифметической прогрессии обеспечивается геометрическим увеличением усилий по его достижению, о чем необходимо помнить, ожидая результатов от развития туризма.

Cтруктура качественного предложения по классам, кол-во гостиниц

2015-11-18_133523

2015-11-18_135756

2015-11-18_140030

2015-11-18_140232

2015-11-18_140408

2015-11-18_140512

 

Cushman & Wakefield, Отдел гостиничного бизнеса и туризма

К этой статье ещё нет комментариев

Добавить комментарий