Волгоград: начинающие предприниматели ищут офисы по рекомендациям друзей и коллег

10 апреля 2006

Рынок офисной недвижимости в Волгограде только зарождается: новые здания и деловые центры сейчас либо в проекте, либо в процессе. А большинство офисных помещений – это бывшие НИИ, административные корпуса и даже цеха заводов. Они, конечно, подвергаются перестройке, реконструкции и ремонту, но на современные, а уж тем более элитные офисы совсем не тянут.

Классифицировать волгоградский рынок офисной недвижимости достаточно сложно, отмечают эксперты. Общая статистика обо всех имеющихся помещениях отсутствует, их характеристики – тем более. Даже участники этого рынка оценивают его достаточно осторожно, все время подчеркивая \”приблизительно, примерно\”. Общая же картина складывается таким образом. Львиная доля рынка офисных помещений в Волгограде, как уже было сказано, принадлежит старым зданиям бывших НИИ (Научный городок, Институт \”Волгоградгражданпроект\”), административным корпусам заводов (ВЗТДиН, ВГТЗ, \”Волгоградский инструментальный завод\”) и госучреждений, гостиницам (\”Турист\”). Все эти площади, по существующей классификации недвижимости, относятся к С-, D-классам. Но эти офисы мало отвечают современным требованиям. Во-первых, ремонт в них, как правило, ложится на плечи арендаторов. Второе слабое место – парковка: иногда арендаторам приходится оставлять машины по соседству с мусорными баками или за 500 метров от здания. Цены на аренду офиса в таких зданиях относительно невысокие – от 150 до 400 руб. за квадратный метр в месяц.

Другая группа офисной недвижимости – первые этажи жилых домов. По мнению риэлтора Красноармейского центра недвижимости Александра Касаева, эти помещения у арендаторов очень популярны. Сейчас в новых и только строящихся жилых домах один или два этажа сразу же отводятся под офисы. Заполняются они, как правило, до сдачи дома в эксплуатацию. Постепенно к ним добавляются муниципальные помещения, которые город должен реализовать. Это также достаточно обширный сегмент рынка.

Гораздо меньше группа специализированных офисных или торгово-офисных центров. Это известная в Волгограде \”стеклобанка\” (\”Агропромбанк\”), здание городского фонда занятости и новый бизнес-центр в Ворошиловском районе, принадлежащий компании \”Нотра\”. Там помещения дороже – один квадратный метр в них стоит от 500 руб., но и условия здесь совершенно иные. Помимо стильного интерьера и отвечающего современным требованиям технического оснащения (например, прокладка волоконно-оптического кабеля), плюсом таких помещений является наличие управляющей компании, которая берет на себя хлопоты по эксплуатации: арендаторам не нужно думать, кто заменит перегоревшую лампочку или выбросит мусор из корзины.

Офисов самого высочайшего, элитного класса А, по мнению экспертов, в Волгограде нет вообще. Впрочем, они существуют, но не представлены на рынке, т. к. изначально предназначены не для продажи или аренды, а для одной компании (здание волгоградского \”ЛУКОЙЛа\” в Центральном районе). Генеральный директор компании \”Нотра\” Дмитрий Могилевский считает, что такое положение на рынке офисной недвижимости сохранится еще не один год, и на это есть несколько причин. По его словам, это перспективный, но медленно окупаемый бизнес, так как строить жилье или торговые центры выгоднее. \”К тому же сами арендаторы не особо требовательны и чаще всего удовлетворены тем, что сейчас есть на рынке. Исключение, пожалуй, составляют московские компании\”, – сказал Д.Могилевский.

Проблемы с поиском офисов действительно возникают преимущественно у столичных и международных компаний. Хотя, как отмечают риэлторы, специализирующиеся на офисной недвижимости, постепенно и волгоградские предприниматели становятся разборчивее. Их, например, не устроит офис где-нибудь в районе ГЭС, пусть даже и по 90 руб. за квадрат. И таких становится все больше. Но здесь возникает проблема поиска помещений, подходящих по цене и качеству. Риэлторских компаний, которые такую услугу предоставляют, на рынке предостаточно, но качество их работы не всегда устраивает потенциального арендатора. Поэтому до сих пор многие предприниматели (особенно начинающие) ищут офис, пользуясь хорошо проверенным способом – рекомендациями друзей и коллег.

К этой статье ещё нет комментариев

Добавить комментарий