Рынок торговой недвижимости Омска

02 марта 2006

Рынок торговой недвижимости Омска пока находится на начальной стадии развития, но эксперты и участники рынка полагают, что с приходом в регион крупных сетевых операторов структура спроса на торговые площади изменится, и это подтолкнет омский рынок к дальнейшему развитию.

Дефицит информации

Рынок торговой недвижимости Омска находится на начальном этапе своего развития. На рынке торговых комплексов преобладают объекты без четкой концепции. Общий объем торговых площадей составляет около 143 000 кв.м., но к качественным площадям можно отнести только половину. Тем не менее, уровень заполняемости в торговых комплексах колеблется от 70 до 100%

Аналитики компании \”Бекар. Консалтинг\” оценивали существующие торговые центры исходя из таких критериев качества как: качественное внутреннее зонирование, современное техническое оснащение, обязательное наличие якорного арендатора, период эксплуатации не более 4 лет.

На нынешнем этапе в Омске всем вышеперечисленным критериям соответствуют только несколько торговых центров: \”Каскад\”, \”Пять звезд\”, \”Айсберг\”, \”Континент\”, \”Эльдорадо\”.

Как правило, на развитых рынках наполнение торгового комплекса операторами происходит еще до ввода объекта в эксплуатацию. В Омске пока что обратная ситуация. Происходит это по нескольким причинам.

Во-первых, крупные федеральные сети, привыкшие работать со столичными проектами, хотят получать максимально полную информацию об объекте: концепции, исследования рынка, бизнес-планов, обоснованные прогнозы по посещаемости и доходности. При этом документация по региональным проектам часто выполнена на уровне, не соответствующим стандартам и требованиям современного рынка. Очень часто собственники региональных торговых центров не совсем понимают, что от них требуется, считая, что плана торгового центра вполне достаточно для принятия решения.

Таким образом, возникает противоречие: сети имеют желание выходить в регионы и не хотят, чтобы их опередили конкуренты, но при этом боятся из-за дефицита информации неправильно выбрать объект и потерять деньги. Для строящегося торгового центра необходимо иметь подтверждения планируемых показателей доходности (в виде аргументированных бизнес-планов или отчетной документации). Без проработанного бизнес-плана, который можно представить потенциальному арендатору, не будут рассматриваться даже предложения о будущей аренде.

Сетевики сформируют спрос

Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленные сложности работы крупных сетей в регионах, рост конкуренции в Москве заставляет их все больше обращать внимание на регионы как на возможность дальнейшего развития.

\”Активное развитие местных сетевых операторов, а также экспансия со стороны московских и зарубежных сетевиков, приводит к тому, что значительно растет спрос на качественные торговые помещения, – говорит директор департамента торговой недвижимости \”Бекар. Консалтинг\” Олег Спивак. – Зарубежные и московские операторы, как правило, арендуют площади 500-3000 кв.м., но в будущем с развитием рынка торговых площадей можно будет говорить о тенденции к укрупнению требуемых площадей\”.

На сегодняшний день в Омске уже идет строительство крупных торговых и торгово-офисных комплексов. Это говорит о том, что инвестиционный климат региона благоприятный, рынок растет и спрос на подобные объекты устойчив. Наиболее масштабные и значимые проекты – \”IKEA\”, \”Торговый квартал на Березовой\”, \”Колизей\” и другие.

Встроенные помещения дороже

В отличие от омского рынка офисных площадей, где аренда практически не развита, и большинство помещений находятся в собственности, на рынке торговых площадей распространена не только продажа, но и аренда.

Уровень арендных ставок зависит, прежде всего, от местоположения торговый площадей. Очевидно, что самые высокие ставки на центральных магистралях города, где самые большие транспортные потоки или на улицах исторического центра города, где уже сформированы потоки потенциальных покупателей.

Диапазон арендных ставок колеблется от 800 до 1500 руб. за кв.м. в месяц, в зависимости от расположения. Тем не менее, такой уровень ставок характерен для встроенных помещений и не слишком крупных торговых центров, каких в Омске пока что большинство. Но, например, в строящемся торговом комплексе \”Икея\” и \”ТК на Березовой\”, которые расположены в спальных районах уровень ставок будет гораздо выше.

\”Для омского рынка характерна следующая особенность: при проектировании и строительстве торговых комплексов местные девелоперы предпочитают распродавать торговые площади, не заботясь о современной концепции и внутреннем зонировании торгового комплекса, – говорит директор департамента торговой недвижимости компании \”Бекар. Консалтинг\” Олег Спивак. – Это в дальнейшем приводит к сложностям с привлечением сетевых операторов, заинтересованных в грамотном функциональном зонировании и управлении\”.

Прогнозы благоприятные

По оценкам экспертов компании \”Бекар. Консалтинг\” можно ожидать дальнейшего роста инвестиций в развитие торговой недвижимости Омска в 2007-2008 году. О положительных тенденциях свидетельствует и увеличение оборота розничной торговли и увеличение доходов населения.

Исходя из данных о строящихся и проектирующихся торговых центрах, уже к концу 2007 года объем предложения может увеличиться на 220 000 кв.м. И тогда общий объем предложения качественных торговых площадей в городе составит 300 000 кв.м.

Учитывая такой прогноз объемом качественных торговых площадей, к 2007 году в Омске обеспеченность торговыми площадями высокого качества будет 263 кв.м. на 1000 человек, что сравнимо с петербургскими показателями за 2005 год.

К этой статье ещё нет комментариев

Добавить комментарий