Рейтинг лоббистских возможностей
2006 год продемонстрировал огромный интерес строителей к сфере политики. Активизация строителей на выборах в Пермскую городскую Думу и Законодательное собрание Пермского края стала одной из ярких тенденций политической жизни региона.
Игроки рынка недвижимости заняли значимые позиции в органах власти города, края и даже на федеральном уровне (депутат ЗС и генеральный директор ОАО «Стройиндустрия» Семен Леви недавно был назначен заместителем руководителя Росприроднадзора).
Журнал REZON определил лоббистские возможности игроков рынка недвижимости, участвующих в политике. Кандидаты в составленный изданием рейтинг были отобраны независимыми экспертами на основе следующих критериев:
- Кандидаты в рейтинг должны быть либо собственниками, либо топ-менеджерами компаний, работающих на пермском рынке недвижимости (в данном случае, к таковым структурам отнесены строительные компании, компании, активно инвестирующие в строительство).
- Кандидаты в рейтинг должны быть либо действующими политиками и чиновниками (занимать должности в законодательных органах регионального и муниципального уровней власти, в исполнительных органах обоих уровней, либо быть активными участниками политических партий, движений), либо участниками избирательных компаний последних 10 лет (начиная с 1996 года).
В числе экспертов — политтехнологи, политические обозреватели, ученые, экс-чиновники. Они участвовали в составлении рейтинга на условиях анонимности. Им было предложено расставить баллы по соответствующим критериям в отношении каждого из кандидатов рейтинга. Минимальное количество баллов по каждому критерию — 0, максимальное — 10.
Лоббистские возможности участников рынка недвижимости оценивались по следующим параметрам:
-
1. Финансовые ресурсы: участие в распределении и контроле финансовых потоков, владение, доступ или распоряжение собственностью, капиталом, пакетами акций, финансовыми (в т.ч. бюджетными) средствами.
2. Формальные ресурсы, объем властных полномочий: уровень занимаемых постов в органах государственной и муниципальной власти (включая назначаемые и выборные должности: депутаты муниципального и регионального уровней, представители исполнительной ветви власти муниципальных и краевых органов власти), и те полномочия, которые они дают. Членство в политических партиях с учетом влияния этих объединений на принятие решений в регионе.
3. Неформальные ресурсы: количество связей с представителями властных структур, включая исполнительную, законодательную, судебную власти и силовые ведомства. Качество связей, т.е. связи через третьих лиц, на уровне знакомства, дружеские или родственные связи с влиятельными лицами.
4. Эффективность использования ресурсов: активность использования лоббистских возможностей и достигнутые результаты, их значимость. Количество инициатив (нормативные акты и решения органов исполнительной власти), предложенных и реализованных на практике.