Обзор рынка логистики и складской инфраструктуры Воронежа

27 июня 2006

В последние годы крупные международные и российские логистические компании проявляют большой интерес к строительству складской инфраструктуры в регионах России. Воронеж по праву занимает одно из первых мест в рейтинге наиболее привлекательных с точки зрения логистики регионов.

Как подчёркивают специалисты, развитию рынка логистических услуг в Воронежской области способствует не только выгодное географическое месторасположение региона – на пересечении направлений транспортных коридоров \”Север-Юг\” и \”Запад-Восток\”. В значительной мере этому благоприятствует наличие крупных транспортных узлов (железнодорожные и автомагистрали, речной порт, международный аэропорт), хорошо развитая транспортная инфраструктура региона, потенциальная возможность доступа к большому объёму контейнерных грузопотоков, снижение издержек при перемещении товаров (так называемый \”эффект полной цепочки поставок\”), предоставление услуг добавленной стоимости и – слабая конкурентная среда.

Однако не менее важным фактором развития региональной логистики, безусловно, является степень освоения сегмента складской недвижимости. В Воронеже, как известно, эта часть рынка пока что находится на этапе становления. Процессы, происходящие сегодня на рынке складской недвижимости региона, для Москвы были характерны ещё несколько лет назад.

На сегодняшний день в Воронеже наблюдается увеличение оборотов оптовой и розничной торговли, что влечёт за собой повышение спроса на складские помещения класса А и В.

Но, как ни печально, коммерческие склады класса А в Воронежской области пока что не представлены. Основу рынка складской недвижимости региона, по статистике, составляют помещения класса В и С. Однако специалисты уверяют: через 2 года ситуация со строительством современных складских площадей должна качественно измениться.

Тем не менее, в настоящее время общий объём складских помещений в Воронеже составляет 400-500 тысяч квадратных метров. При этом объём складов класса В колеблется в пределах 60-70 тысяч квадратных метров. Помещения класса С и D занимают наибольшую долю на рынке и составляют порядка 300-350 тысяч квадратных метров. Склады класса А, как уже говорилось, на воронежском рынке складской недвижимости отсутствуют.

Исследования показали, что 32% арендуемых складских помещений в Воронеже имеют площадь до 1 000 квадратных метров. Соответственно 68% помещений занимают площадь более 1 000 квадратных метров.

Что касается арендной политики, то, по данным на конец 2006 года, средние арендные ставки на складские помещения в Воронеже составляют от 100 до 180 рублей за квадратный метр в месяц, без учёта НДС и платы за коммунальные услуги. Как показывает практика, размер арендной платы формируется на основании особенностей технического оснащения склада, наличия офисных помещений, рампы, возможностей вывоза мусора, уборки и т.д. Стоит отметить, что ежегодно арендная плата на складскую недвижимость увеличивается на 25-30%.

По оценке специалистов, в Воронеже среднестатистический арендатор предпочитает использовать складское помещение класса С площадью 2 000-3 000 квадратных метров. Как правило, такой склад представляет собой отапливаемое помещение, расположенное вблизи окружной магистрали. Кроме того, зачастую арендаторы выбирают краткосрочный режим хранения продукции: для 34% из них оптимальным сроком хранения товаров на складе является период от 1 до 5 дней.

Анализ стоимости услуг на складских объектах высших категорий показал следующее. В Воронеже услуга хранения одного паллетоместа практически не предоставляется, в то время как в Москве является довольно распространённой, её стоимость составляет 12 рублей за одно паллетоместо. Выгрузка на склад паллетированного груза (вес 1 паллеты до 350 кг) в Воронеже стоит 45 рублей за тонну, в Москве – 72 рубля за паллету. Стоимость ручной выгрузки на склад непаллетированного груза в Воронеже составляет 100 рублей за тонну, в Москве – 1,4 рубля за килограмм или 2,8 рублей за коробку. Цена услуги сортировки груза по артикулам в Воронеже часто определяется индивидуально; в Москве – из расчёта 1,5 рубля за килограмм. Услуга комплектации заказа за каждый килограмм груза в Воронеже практически не предоставляется. В Москве стоимость этой услуги составляет 1,1 рубля за килограмм. Услуга сортировки и отбраковки товара в Воронеже часто предоставляется бесплатно или стоимость определяется индивидуально; в Москве эта услуга стоит 1,8 рубля за килограмм.

Специалисты считают, что развитие региональных рынков складской недвижимости происходит по \”московскому сценарию\”. По оценке экспертов сегодня сегмент складских помещений в Санкт-Петербурге отстаёт в развитии от столичного примерно на 3 года, рынок Самары и Екатеринбурга – на 4-5 лет, Воронежа – на 6-7 лет.

Как следствие, в воронежском регионе сегодня наблюдается значительное превышение спроса на складские помещения над предложением. При этом динамика спроса на складскую недвижимость в Воронеже во многом определяется динамикой роста торговых сетей. Неудовлетворённость спроса присутствует в основном в сегменте качественных складских помещений классов А и В.

Предложение рынка складской недвижимости Воронежа формируется за счёт крупных и средних объектов, таких как: ИНПРОМ-ВОРОНЕЖ, Складской комплекс ЗАО \”Южный металл\”, Главный материальный склад Воронежского отделения Юго-Восточной ж/д, Главный материальный склад филиала Юго-Восточной ж/д, Склад временного хранения Таможенных Грузов Ввэп Центрчернозёмтерминал, ЗАО \”Воронежагропромкомплект\”, ООО \”Воронеж-трубтехсервис\”, ЗАО \”Продопттторг\”, ООО \”Промстройснаб\”, ООО ТК \”Русский лес\”, АООТ \”Воронежская-2\”, ЗАО \”Агропромснаб\”, ЦЧО Элеваторспецстрой, ООО \”Коминтерновская фирма\”, ООО \”Стройтехсервис\”, Промышленная компания ООО \”КОМПЛЕКТ-СЕРВИС\”, ООО \”Компьютерные технологии\”, Оптовый склад на ул. Ф.Энгельса, ОАО \”Торис\”, \”Факел-96\”, ОАО \”Такси-Сервис\”, ОАО \”Воронеж-стройтермоизоляция\”, ПромАп-ВОРОНЕЖ Воронежский филиал ЗАО \”Ферросплавы\”, ООО ТД \”ВЭЛТ\”.

К ведущим поставщикам складских услуг Воронежа эксперты относят:

n Складской комплекс \”Терминал-Центр\”. Общая складская площадь составляет 7 000 квадратных метров, доля рынка – 7%. Крытый склад и открытая площадка являются единой зоной таможенного контроля, общая площадь которой насчитывает более 25 000 квадратных метров.

n ОАО \”Воронежоблснаб\”. Складская площадь – 20 000 квадратных метров, доля рынка 20%. Площадь открытых складских помещений – 10 000 квадратных метров, высота потолков – 7,5 м.

n Складской и офисный комплекс (ул. Волгоградская, 30). Общая складская площадь – 19 193 квадратных метров, доля рынка – 19,2%. Площадь неотапливаемых складских помещений составляет 4 243,3 квадратных метра. Имеется автомобильная рампа, выход на железнодорожную ветку.

n \”Воронеж-КАСКАД\”. Общая складская площадь составляет

21 500 квадратных метров, доля рынка – 21,5%. Высота потолков варьируется от 8 до 16 м, имеется 7,5 га огороженной и охраняемой территории, удобные автомобильные подъездные пути, автостоянка, железнодорожная ветка.

n ОАО \”Химоптторг\” – таможенный терминал.

n ООО ГК \”ПРОТЭК\”. Общая складская площадь составляет 860 квадратных метров, доля рынка – 0,8%. В Воронеже находится 3 торгово-складских комплекса, в Россоши – 1 торгово-складской комплекс.

n Склад компаний \”Трансгарант\” и \”Трансметалл\”. Складская площадь – 2 000 квадратных метров, доля рынка – 2%. Площадь участка 2 га, планируется создание универсальной складской базы, специализирующейся на оказании комплекса услуг в сфере железнодорожной перевозок.

Как прогнозируют специалисты, в ближайшее время доли участия этих компаний на рынке складской недвижимости Воронежа будут уменьшаться, что связано с развитием рынка и строительством новых современных складских комплексов классов А и В.

В число крупных поставщиков транспортно-экспедиторских услуг Воронежа входят такие компании, как: \”Независимая Транспортная Компания\” (региональное представительство), \”Инком Транс\”, DIMEX (филиал), S-EXPRESS, TLS Транспортно-логистические системы (Воронежское представительство), \”Автотрейдинг\” (филиал), \”Байкал Сервис\” (филиал), \”ГРУЗОВОЗОФФ\” (филиал), \”Деловые линии\” (филиал), \”Доставкин\” (филиал), \”ЕВРОТЕХ\”, \”Желдорэкспедиция\” (филиал), \”Лигатранс\” (филиал), \”Межинтранс\”, \”СВТ-сервис\”, \”СКИФАРГО\” (филиал), \”Стандарт Альянс\”, \”ТРАНСГАРАНТ\” (филиал), АООТ \”Воронежтранссервис\”, ГК \”Комфорт лоджистикс\” (филиал), Логистический центр \”АвтоСтарт\” ИП Ярославцева, ООО \”36 регион\”, ООО \”Воронежавто\”, ООО \”ОптимаСервис\”, ООО \”ПАТП-\”Автокомплекс\”, ТК \”Рейл Континент\” (филиал), Первая экспедиционная компания.

Кроме того, на рынке логистических услуг Воронежа работают филиалы международных и российских 3PL-провайдеров:

n DHL (филиал). Среди клиентов логистического оператора – Catepillar, John Deer, Gatorada, Bell&Howell, Xerox, IBM. В активе компании находится более 450 складов и транспортных центров, 240 терминалов.

n UPS (филиал). Клиентами компании являются Alkatel, Cisco, DaimlerChrycler, Del, GM, Nike, Siemens. Обслуживание ведётся в 200 странах мира.

n Pony Express (филиал). Складские площади составляют около

8 000 квадратных метров по всей России. Клиенты – Hewlett Packard, MAN, BMW, SIEMENS, KEA, ERICCSON, BAT, Mazda, Unilever, Tetra Pak, TNS, Gillette, LG Electronics, Imperial Tobacco, \”РУСАЛ\”, \”Билайн\”, \”ДИЛАЙН\” и др. Количество обслуживаемых направлений курьерской доставки по России и СНГ – более 4 000. Обслуживает 218 стран. Региональная сеть насчитывает 19 филиалов, более 100 представительств. Транспортный парк содержит 200 автомобилей.

n CITY Express (филиал). Компания обслуживает более 25 000 клиентов, осуществляет экспресс-доставку любых отправлений от писем до тяжелых грузов, как по внутригородским маршрутам, так и по России, СНГ и всему миру. Имеет 47 представительств на территории России.

n ГК Armadillo (филиал). Складская площадь в Воронеже насчитывает 668 квадратных метров. Клиентами компании являются Samsung Electronics, Schwarzkopf&Henkel, Cpoc, Aquarius, \”Ланит\”, \”Эльдорадо\”, \”МТС\”, \”Связной\”, Amway, \”Бета Линк\”, \”Дилайн\”, \”Авентис Пастер\” и т.д. Филиальная сеть ГК Armadillo имеет на данный момент 22 филиала во всех регионах РФ. Каждый филиал представляет собой офис и терминал площадью около 500 квадратных метров.

Изучение ситуации на транспортно-логистическом рынке Воронежа позволило специалистам сделать следующие выводы: складская инфраструктура в Воронежской области практически не соответствует современным требованиям логистики. В частности, некоторые эксперты рынка заявляют, что действующие терминалы и склады региона в силу небольшой мощности не смогут в перспективе обеспечить крупный объём грузопереработки. На их взгляд, создание эффективной системы грузообращения невозможно без наличия технически оснащённых грузовых терминалов, обеспечивающих хранение, переработку грузов и предоставляющих целую гамму дополнительных услуг, необходимых перевозчикам и грузовладельцам.

Вместе с тем другие специалисты считают, что в ближайшем будущем Воронеж может стать современным распределительным центром для южной части ЦФО и Воронежской области. С их точки зрения, развитие транспортно-логистической схемы региона будет основываться на обслуживании импортных грузопотоков, поступающих из Москвы, Санкт-Петербурга и порта г. Новороссийска. Также будут обслуживаться и экспортные грузопотоки субъектов Центрального федерального округа, импортно-экспортные грузопотоки из Украины, а в перспективе – грузопотоки из Казахстана и Китая, следующие по маршруту международного транспортного коридора \”Запад-Восток\”: Украина-Курск-Воронеж-Борисоглебск-Саратов-Казахстан-Китай. Также будет вестись обслуживание межрегиональных перевозок.

Эксперты единодушны в одном: в ближайшие годы на рынке логистических услуг России ожидается значительное расширение спектра предлагаемых услуг, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями. Кроме того, уже сейчас возрастает уровень компетенции российских логистических операторов при обслуживании клиентов в области оптимизации уровня запасов, интеграции компьютерных систем и совместного управления издержками. По прогнозам, наблюдаемое сегодня увеличение спроса на логистические услуги в дальнейшем будет усугублять разрыв между ведущими логистическими операторами и \”отставшими\” в технологическом отношении компаниями.

К этой статье ещё нет комментариев

Добавить комментарий