На смету риэлтору

02 мая 2007

По оценкам экспертов, сегодня на пермском рынке недвижимости действует 400–500 риэлторских контор. Только за прошлый год в Перми было зарегистрировано 150 новых юридических лиц и ЧП. Однако специалисты утверждают, что этому сегменту еще есть куда расти и рынок пока не насыщен. По мнению некоторых собеседников издания наиболее востребовано создание агентства недвижимости, целевой аудиторией которого являются люди со средним уровнем доходов.

Эксперты REZON оценили примерную стоимость открытия нового агентства недвижимости и особенности его создания. В числе основных статей расходов называют заработную плату (до 50% от всех расходов), рекламу (желательно до 25%), аренду офиса (до 10%), все остальное — расходы на связь, содержание оргтехники, канцелярию, безопасность, налоги, резервный фонд и пр. В числе единовременных расходов эксперты назвали уставный капитал, приобретение кассового аппарата, оргтехники, мебели. Данные статьи расходов у собеседников издания не вызвали особых разногласий по суммам. Вместе с тем, эксперты разошлись во мнениях по поводу зарплатного фонда и затрат на рекламу.

Как полагает генеральный директор ГК «Император» Вадим Сидоров, на этапе создания агентства недвижимости официальный доход агентов может быть равен минимальному окладу, а основная часть доходов — процент от комиссии, которую компания берет за сделку — это «выплаты в конвертах», «серые схемы». Доход руководителя, особенно если он совмещает функции собственника, также может состоять из минимального оклада и прибыли компании. «Если директор наемный, то его оклад может составлять 10–15 тысяч плюс процент от выручки, например 5%». По мнению директора АН «Перспектива» Сергея Вронского, минимальный оклад руководителя должен быть 50 тысяч рублей. Процент, который получают риэлторы от комиссии, по мнению собеседников издания, может колебаться в пределах 30–60 %. Как утверждает директор АН «Тимур» Александр Астафьев, для «нормально работающего офиса процент от комиссии не должен превышать 30–48%. Иначе агентство будет нерентабельным». Если риэлтор получает больший процент — то это серые схемы.

Одной из главных проблем при создании агентства недвижимости эксперты называют подбор персонала. В только что открывшейся компании число агентов может колебаться в пределах 5–10 человек. При этом, уверены участники рынка, необходимо, чтобы часть персонала уже имела опыт работы в риэлторском бизнесе и обучала новичков в этом деле. По словам Александра Астафьева, открывая собственную риэлторскую контору, нужно «запланировать привлечение, во-первых, квалифицированных агентов, которые способны сразу начать работу с клиентами; во-вторых, прирост агентов в течение месяца и обучение новых».

В числе наиболее затратных статей при организации агентства недвижимости участники рынка называют расходы на рекламу. По разным оценкам они должны составлять от 60 до 200 тысяч рублей в месяц. Александр Астафьев уверен, что даже этой суммы может быть недостаточно. Однако сочки зрения Вадима Сидорова, у небольшого агентства рекламная компания должна быть минимальной: «В такой организации услуги широко не рекламируются. Минимальный бюджет на рекламу покрывает расходы на рекламные указатели, адресную рассылку, адресную расклейку. Агентство, которое создается нуля, как правило, работает на небольшую территорию, например на какой-либо микрорайон. В такой ситуации требуется именно адресная рассылка и указатели, плюс объявления в газетах».

Расходы на создание агентства недвижимости

Для составления перечня статей расходов учитывались мнения пяти экспертов из числа руководителей пермских агентств недвижимости. В таблице указаны данные всех участников опроса, сведенные к средним показателям.

Обсуждения закрыты для данной страницы