Исследование рынка коммерческой недвижимости крупнейших городов России

18 сентября 2006

1. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ.

1.1. Среднедушевой доход.

Во всех городах наблюдается рост численности населения. Это обусловлено как миграцией, так и увеличением рождаемости.

1.2. Объем инвестиций в экономику города.

В последние годы объем инвестиций в основной капитал во всех крупнейших городах России стабильно увеличивается. Во многом этот рост вызван притоком иностранных инвестиций в регионы. Если раньше основная часть иностранных инвестиций приходилась на Москву и Санкт-Петербург, то теперь западные инвесторы осуществляют проекты в регионах России. Так администрация г. Краснодара, участвуя в различных международных выставках, привлекает западные инвестиции в стратегические проекты (такие как перестройка центральной части города).

2. ОФИСНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ.

2.1. Объем офисных площадей в динамике.

Для подавляющего большинства городов не свойственен высокий уровень обеспеченности офисной недвижимостью. В большинстве городов, за исключением Санкт-Петербурга, значительная часть офисов расположена в неспециализированных зданиях (проектные институты, помещения в жилых домах). Другой сегмент – корпоративные офисы, построенные для собственного использования компаниями-заказчиками. Такие площади не сдаются в аренду.

2.2. Объем офисных площадей класса «А».

Бизнес-центры класса «А» представлены в ограниченном числе городов. Многие из них были введены в 2005 году. Во всех городах-миллионниках сейчас идет активное строительство бизнес-центров, в том числе и класса «А». Так, в частности, в Краснодаре осуществляется проект по перестройке центральной части города с целью создания зоны деловой активности.

2.3. Объем офисных площадей класса «В».

Бизнес-центры класса «В» пользуются наибольшим спросом в связи с расширением деятельности как российских, так и международных компаний, осваивающих регионы России.

2.4. Минимальные и максимальные арендные ставки на офисные помещения.

В 2004 и 2005 г. во всех городах наблюдался устойчивый рост арендных ставок, который составил более 15% в год.

Растет спрос на качественные офисы в классе «В».

3. ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ.

3.1. Оборот розничной торговли.

Во всех без исключения крупнейших городах России повышается оборот розничной торговли, что обусловлено во многом ростом доходов населения. Поэтому многие торговые сети начали экспансию в регионы России. Основную часть составляют транснациональные операторы, такие как METRO, Перекресток, Рамстор, IKEA и др. Также на рынки регионов выходят российские операторы, такие как Пятерочка и Магнит.

3.2. Объем качественной торговой недвижимости.

Сектор торговой недвижимости во всех городах развивается интенсивнее, чем офисной. Крупные торговые сети как национальные, так и международные формируют спрос на качественные торговые площади, но количество этих сетей крайне ограничено.

3.3. Обеспеченность торговыми площадями.

Во всех городах ведется активное строительство торговой недвижимости, но о перенасыщении рынка говорить пока рано. В крупных городах Европы, обеспеченность торговыми площадями достигает 800 кв. м. на 1000 тыс. чел., хотя эта цифра во многом является условной. На данный момент рынок торговой недвижимости нуждается не сколько в строительстве новых площадей, сколько в приходе новых операторов. В сложившейся ситуации устойчивый рост арендных ставок может замедлиться.

3.4. Минимальные и максимальные арендные ставки на торговые помещения.

Рост арендных ставок в 2005 2006 г. составил 15 – 20% Увеличение уровня предложений, но спрос устойчиво опережает предложение.

К этой статье ещё нет комментариев

Добавить комментарий