ГОСТИНИЧНЫЙ РЫНОК Г. ТЮМЕНИ

07 августа 2006

Предложение

Гостиничный комплекс Тюмени насчитывает около 30 объектов коллективных средств размещения различных категорий и форм собственности (гостиницы, общежития, кемпинги и т.д.).

По данным Федеральной службы статистики на 01.01.2006 в Тюмени действовало 19 гостиниц. Максимальная единовременная вместимость гостиниц города на конец 2005 года составляла 2 575 мест. Общий номерной фонд составлял 1 550 номеров.

В структуре номерного фонда гостиниц Тюмени преобладают номера, относящиеся к категории «прочие» (однокомнатные номера (комнаты) с умывальником и без удобств[1]). Второй по количеству категорией номеров является первая категория (однокомнатные одно-, двухместные номера с полным санузлом).

По вместимости номерного фонда (число мест, которое может быть предложено клиентам одновременно) гостиницы города были классифицированы по следующим категориям:

  • мини-гостиницы – вместимость до 30 мест;
  • малые – вместимость до 100 мест;
  • средние – 100-400 мест (до 300 номеров);
  • большие – свыше 400 мест (свыше 300 номеров).

Стоит заметить, что фактически доля малых гостиниц больше, поскольку к этой же категории могут быть отнесены и большинство прочих предприятий, предлагающих услуги временного размещения, не имеющих статуса гостиниц.

Сегментация гостиниц города по категориям в соответствии с Приказом Ростуризма № 86 от 21.07.2005 на сегодняшний день ограничивается выделением лишь одной гостиницы, которой официально присвоена «звездная» категория. Статус «четырехзвездочной» гостиницы имеет гостиница «Тюмень». Прочие гостиницы города относятся к некатегорийным.

Гостиницы Тюмени были классифицированы по уровню цен на проживание: бюджетные, экономичные, бизнес и первоклассные. 39% гостиниц города относятся к уровню «эконом» с ценами до 1 500 рублей.

Если провести аналогичную сегментацию по номерному фонду гостиниц, то доля номеров эконом-класса составит более половины.

Большинство гостиниц предоставляет своим постояльцам услуги общественного питания, около 40% предлагают услуги по организации досуга (казино, ночные клубы, экскурсионное обслуживание и т.п.), 33% гостиниц оказывают услуги спортивно-оздоровительного характера (фитнес-центры, сауны и т.п.). Около 30% гостиниц оказывают услуги для бизнеса (конференц-залы, бизнес-центры и т.п.).

Наиболее развитой инфраструктурой в плане предоставления дополнительных услуг обладает гостиница «Тюмень».

Анализ территориального размещения гостиниц показывает, что основная часть гостиниц города сосредоточена в Центральном административном округе города, на Ленинский район приходится 33% гостиниц, на Калининской – 17%.

Спрос

Одним из показателей, свидетельствующих об уровне спроса на гостиничные услуги, является коэффициент использования гостиничного фонда[2], показывающий уровень загрузки гостиниц. По итогам 2005 года коэффициент загрузки составил 51%. Стоит отметить, что значение коэффициента выше среднего по России значения, не превышающего 40%.

Годовая численность размещенных лиц по итогам 2005 года составила 210 тыс. человек. Наиболее многочисленную категорию клиентов тюменских гостиниц составляли граждане России. На них пришлось 97% от всех предоставленных мест.

Анализ клиентов гостиниц с точки зрения целей приезда показывает преобладание деловых и профессиональных. В течение 2001-2005 гг. такие цели указывали от 71 до 87% от общего числа клиентов гостиниц. Туризм и отдых в целях приезда значился в 4-13% случаев. Приезжие с лечебными целями составляли самую малочисленную категорию.

Средняя продолжительность пребывания приезжих в гостиницах по итогам 2005 года составила 2,3 суток. Длительность пребывания иностранных граждан в Тюмени была выше, чем граждан России и гостей из стран СНГ.

Большая часть приезжих проживала в гостиницах до 3 суток, доля данной категории составила 67%. По сравнению с 2001 годом увеличилось количество приезжих на 4-7 суток, практически в 10 раз увеличилась доля приезжавших на 8-28 суток (с 0,6% до 6,1%).

Данные показывают наличие устойчивой тенденции роста доли приезжающих на более длительные сроки.

Перспективы развития рынка

По оценкам департамента стратегического развития Тюменской области в среднесрочной 3-х летней перспективе в Тюменской области будет реализован целый ряд инвестиционных проектов, связанных с развитием гостиничного и санаторного бизнеса. Так, только в Тюмени прогнозируется строительство 3-х крупных и 3-х средних гостиниц эконом- и бизнес-класса, в том числе отелей крупных международных сетей.

На перекрестке улиц Горького и Республики начато строительство торгово-офисного помещения и гостиничного комплекса. Первая очередь строительного объекта будет сдана в феврале 2007 года. В первой очереди будет сдано шестиэтажное торгово-офисное здание, площадь каждого этажа составит около 2 000 кв. м. На первом этаже комплекса разместятся торговые площади, пять остальных предполагается сдать в аренду под офисы. Второй очередью объекта станет 22-этажный гостиничный комплекс, который будет построен примерно через три года. Проект реализуется при участии ОАО «ФСК «Новая Тюмень» и ЧОП «Орлан».

О своей готовности инвестировать средства в строительство гостиницы в Тюмени заявила Уральская горно-металлургическая компания. Основным проектом компании является строительство в Тюменской области металлургического завода по выпуску сталепрокатной продукции мощностью 550 тыс. тонн в год.

В настоящее в Тюмени реализуются два крупных инвестиционных проекта по строительству отелей широко известных международных брендов.

Инициаторами одного из проектов являются тюменская компания «Партнер» и международный гостиничный оператор REZIDOR SAS. Разработана концепция строительства многофункционального общественного центра с размещением гостиницы стандарта 3-4 звезды, делового комплекса с расширенными выставочной и конференц-функциями, организации подземного автопаркинга, а также зон общественного питания, спорта, досуга и отдыха.

Выделен земельный участок в центральной части города под строительство отеля сети «Мариотт» вместимостью до 130 номеров. О возможном приходе в Тюмень заявили такие гостиничные магнаты, как Accor Group (отели под брендами Ibis и «Новотель»), Hermitage Hospitality, Seven days и другие. Конкуренция, которая сложится на гостиничном рынке, по мнению специалистов, заставит тюменские гостиницы тщательно определиться с сегментом рынка, в котором они хотят далее работать, улучшить качество обслуживания.

Возможно, развитию гостиничного бизнеса в городе и области будет способствовать внимание органов государственной власти Тюменской области, уделяемое развитию туризма в области.

На сегодняшний день разработаны две областные целевые программы: «Создание туристского центра Западной Сибири на базе историко-культурного наследия г. Тобольска» и «Основные направления развития туризма в Тюменской области». Несколько разделов, предусматривающих развитие туристской инфраструктуры, существует в областной программе «Сотрудничество». Кроме того, разработан закон «О туристской деятельности в Тюменской области». На заключительной стадии находится разработка «Стратегии развития туризма в Тюменской области».

В течение 2006 года департамент стратегического развития области занимался активной пропагандой инвестиционных проектов в сфере туризма Тюменской области. Презентации состоялись в Тюмени, Ханты-Мансийске, Москве, Берлине и т.д.

Что касается развития гостиничного хозяйства, данная программа предусматривает строительство в Тюмени и Тюменской области гостиниц эконом- и бизнес-класса. В качестве основных направлений при этом обозначены гостиницы известных брендов, семейные и домашние гостиницы, гостиницы, стилизованные под региональную специфику, апарт-отели.

Со своей стороны Правительство Тюменской области обещает содействие при рассмотрении вопросов выделения под строительство подходящих земельных участков.

Выводы

Анализ макроэкономических показателей города свидетельствует о положительных тенденциях в развитии социально-экономической ситуации в городе и регионе. Причиной стабильного наращивания потенциала экономики области губернатор области В. Якушев считает высокую инвестиционную привлекательность региона. Динамика развития областного центра, стабильная макроэкономическая ситуация, сравнительно высокие доходы населения способствуют привлечению в город российских и иностранных инвестиций. Рост инвестиционной привлекательности города, помимо прочего, ведет к увеличению числа деловых поездок, что увеличивает потребность города в услугах гостиниц.

Развитие гостиничного рынка в Тюмени следует за такой общероссийской тенденцией как развитие малых гостиниц. Судя по динамике рынка, следующим этапом станет развитие средних гостиниц, включенных в многофункциональные программы, с количеством номеров от 100 до 200 с классностью три-четыре звезды. Как показывает анализ данных рынка, в городе не заполнен сегмент гостиниц среднего класса. По свидетельствам участников рынка, конкуренция существует лишь среди бывших советских гостиниц с уровнем сервиса ниже трех звезд.

К этой статье ещё нет комментариев

Добавить комментарий